Национально – региональный компонент во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.
С 1 сентября 2011 года федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения стал обязательным во всех образовательных учреждениях России. И в новом федеральном государственном образовательном стандарте не обозначен национально-региональный компонент. А в требованиях к результатам освоения основной общеобразовательной программы указано, что начальная школа должна выпустить ученика, любящего свой народ, свой край и родину, осознающего свою этническую и национальную принадлежность.
Значение родного языка напрямую связано с уважением к народу, к его культуре, к истокам. В ходе изучения родного языка формируются культура речи и интерес к родному языку. На этих уроках младшие школьники знакомятся с образцами фольклора родного языка, с лучшими произведениями детской национальной литературы.
Отсюда возникает проблема – выделение часов на внедрение национально – регионального компонента в новом ФГОС. Для решения возникшей проблемы используется внеурочная деятельность.
Наша гимназия решение данной проблемы видит через реализацию программы «Будущее начинается с меня» по шести направлениям: спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, художественно-эстетическое, историко-патриотическое, общественно – полезное, проектная деятельность. Национально – региональный компонент является сквозной нитью по всем направлениям программы.
Научная новизна методической продукции заключается в приобретении учащимися ключевых компетенций в ходе реализации программы.
В ходе реализации программы школьники начинают сознавать, что чувство любви к Родине, к своему краю приходит к человеку не сразу. Вначале учащиеся познают семью, школу, затем город, задумываются о судьбе страны и города.
Цель – создание культурно – образовательной среды, направленной на формирование компетенций и приобщение младших школьников к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа через участие в социальных пробах и приобретение социального опыта.
Задачи:
-определить содержание направлений внеурочной деятельности, опираясь на национально – региональный компонент своей малой родины;
- разработать программу «Будущее начинается с меня» для 1 класса, учитывая уровни достижения воспитательных результатов.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по тём уровням. Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний, пробы и опыта (на уровне класса, школы). Второй уровень результатов - опыт ценностного отношения к социальной реальности (на уровне района). Третий уровень – получение опыта самостоятельного общественного действия (через участие во Всероссийском проекте «Гимназический союз России»).
Таким образом, для ребёнка создаётся особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
|