Цель: 1). Учить видеть прекрасное в обычном явлении природы;
2). Формировать умение чётко, полно, широко излагать свои мысли;
3).воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней.
Оборудование: красивые осенние листья, презентация.
Ход урока
1.Орг. момент.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о осени. Попробуем словами рисовать осень.
Лес- точно терем расписной-
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, стройною стеной
Стоит над пёстрою поляной.
- Что вы чувствуете, когда произносят слово «осень»? Какой она вам представляется? Какие три осени вы знаете?
Почему осень называется золотой?
2. «Осень- долгое время. Она обычно начинается как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голые, грязь, дождь, сырость. Осень- это не только краски, но и особенные звуки и запахи.
Каждому человеку осень открывает свои секреты по- особому. Каждый замечает что-то своё.
-Расскажите о своей осени.
-Как часто нам не хватает слов, чтобы выразить мысль. Поэтому я предлагаю вам «учиться у великих». Какой увидели осень наши поэты.
Афанасий Фет
Поля без стад, леса унылы,
Ни скудных листьев, ни травы
Не узнаю растущей силы
В алмазных признаках листвы.
- О каком осеннем месяце написано это стихотворение?
-Подумайте, какие приметы осени главные?
-Какое настроение они у вас вызывают? Ответить на этот вопрос поможет вам словарь осенних настроений.
3. –Какое природное явление бывает только осенью? Листопад
Осенние падающие листья вызывают у разных людей совершенно разное настроение.
-А у самих листьев может быть настроение?
- Они могут что- нибудь чувствовать, о чём-то думать?
-У нас на уроке самые красивые листья. Попробуйте поведать историю одного листа, его чувства, его настроение.
Теперь послушайте и постарайтесь понять настроение о падающих листьев, увиденных мастерами слова.
Листья
Всё красное лето мы были в красе,
Играли с лучами, купались в росе.
Но птички отпели, цветы отцвели,
Лучи побледнели, зефиры ушли.
Так что же нам даром висеть, и желтеть?
Не лучше ль за ними и нам улететь!
О буйные ветры, скорее, скорей!
Скорей нас сорвите с докучных ветвей !
Сорвите, умчите, мы ждать не хотим,
Летите, летите! Мы с вами летим.
-Мне кажется, лучше не передашь настроение листопада.
Жизнь листа коротка-
Сгорает быстро, словно свечка.
Шепчет он облакам,
Что всё пройдёт, что ничто не вечно.
Пройдут дождями облака,
Река пополнится, но высохнет река,
И станет видно донце.
На свете вечно только солнце.
Жизнь листа коротка,
Но зато она легка.
Солнце б вечность променяло
На жизнь обычного листка.
4. Наше словесное рисование – это набор неких образов, присутствующих осени. А теперь рассмотрите репродукцию картины Исаака Левитана «Золотая осень». Я не случайно выбрала именно её для нашего урока. Левитан был мастером пленэрной живописи, т.е. живописи выполненной на природе, на открытом воздухе. Художник не только видит природу, он её понимает и осмысливает.
-А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Какое у вас возникает настроение? (свежесть, спокойствие, поэтичность)
5. У каждого человека своя осень и по приметам, и по настроению. И эта большая удача в жизни – видеть свою осень!
6. Вывод по уроку.
|