Цель: 1.Обобщить знания детей о творчестве известного баснописца, расширить круг читаемых басен
2. развивать умение выразительно читать, инсценировать басни.
3.воспитывать интерес к чтению басен.
Оборудование к уроку: магнитофон, презентация, карточки «Критерии оценивания», портрет Крылова, книга «Басни Крылова»
Ход урока.
- Организационный момент.
Начинаем урок литературного чтения. Наверное, вы согласитесь, что литература- эта необыкновенная волшебная страна. Авторы- это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора- это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово- не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. – А вы внимательные читатели?
Сегодня на уроке мы опять окажемся в прошлом- начало XIX века и продолжим знакомиться с жизнью и творчеством великого русского баснописца. Ещё раз обратимся к его произведениям, почитаем их и инсценируем.
-Почему тема урока звучит так «Знакомый незнакомец?»
II.Вступление к теме урока.
- Учитель: Где произошло наших героев Игоря и Оли первое знакомство с И.А.Крыловым?
Дети: В книжной лавке.
Учитель: Что такое басня?
Дети: Басня- это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня- это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.
Учитель: Как возникли басни?
Дети: Басни, как и сказки, возникли в далёкие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы.
Учитель: Из Древней Греции мысленно перенесёмся в Россию, когда жил и работал И.А.Крылов.
Кто такие баснописцы? (создатели басен)
Что осуждают и высмеивают баснописцы?
Дети: Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.
Учитель: Что такое ирония?
Дети: Ирония- тонкая, скрытая насмешка.
Учитель: В баснях используется аллегория. Что это такое?
Дети: Аллегория- это «иносказание». Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность- в образе Волка, глупость и упрямство- в образе Осла, трудолюбие и старательность- в образе муравья.
Учитель: Всякая басня содержит мораль. Что это такое?
Дети: Мораль басни- это нравоучение, выраженное в краткой форме.
- Актуализация знаний.
Учитель: А кто же такой Крылов?
(звучит спокойная мелодия)
Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении, бесконечно близкий и родной. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми художественными впечатлениями детства.
Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Маленький Крылов был очень трудолюбив. Старательно и упорно учился всему и особенно усердно занимался итальянским и французским языками. Когда Ване исполнилось 9 лет, отец умер. Пришлось мальчику поступить на службу. Ему всего 11, а он работает в суде. Что же он там делает? Переписывает документы, разносит пакеты, чинит гусиные перья и потихонечку читает книги, за что грубый начальник не раз бьёт его.
Умный мальчик любит бродить по торговым площадям, наблюдать за детьми, любит развлечения и кулачные бои. Целыми часами мог сидеть на берегу Волги, слушать разговоры и ссоры прачек. Придя домой Ванюша рассказывал своему единственному другу- любимой маменьке всё, что видел, а случалось и изображал забавные сценки, которые сам тут же сочинял.
- Басни Крылова.
Учитель: Крылов писал и стихи, и баллады, и поэмы.
Какие басни вам известны?
Дети: «Квартет», «Слон и Моська», «Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок», «Лебедь, Щука и Рак», «Кукушка и петух», «Стрекоза и Муравей».
Учитель: Известно более 200 басен Крылова.
- Работа над басней «Слон и Моська»
Учитель: Но остановимся мы на одной из самых известных классических басен, которую знает каждый русский человек, уважающий себя и любящий литературу.
В какой басне героиня хотела попасть в большие забияки, чтобы о ней все говорили лучше, чем она того хаслуживала?
Дети: Конечно, «Слон и Моська»
Учитель: Дома вы выучили басню наизусть.
Скажите, оценка и отметка одно и тоже?
Дети: Нет.
Учитель:У вас на парте лежат листочки с критериями оценивания. Мы сегодня будем рассказывать не ради отметок, а для души.
(дети рассказывают басню и оценивают друг друга)
Критерии оценивания
- рассказал(а) без запинок
- создал(а) образ героя
- проявил(а) актёрское мастерство
Учитель: Как важно выбрать интонацию для каждого героя басни?
Кто герои басни?
Опишите каждого из них.
Над кем из них смеётся автор?
Где особенно сильно звучит авторская ирония?
Есть в этой басне прямо сформулированное поучение?
Сформулируйте мораль
В этой басне Крылов использует приём противопоставление, чтобы ярче показать героев.
(инсценировка басни)
- Работа в парах.
Учитель: Обсудите на сколько частей можно разделить басню.
Сколько частей у вас получилось?
Вывод: Да. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Познакомиться с басней Крылова- значит стать умнее, узнать что- то новое и важное о себе и людях.
- Викторина
- Кто лето красное пропел? (стрекоза)
- На кого лягушка хотела быть похожа?(на вола)
- Кто наделал славы, а моря не зажёг? (синица)
- Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? (виноград)
- Кривляки в баснях Крылова? (обезьяны)
- Какая птица захотела быть красивым павлином? ( ворона)
- Заключение.
Учитель: С того дня, когда Крылов писал басни, прошло больше 100 лет, а они живут, их знает. любит и ценит наш народ. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу. русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.
«Думаю, вы согласитесь со мной, друзья, что нам с вами важно знать о прошлом своей культуры, о её истоках. Ведь без прошлого нельзя понять настоящее…» Я процитировала слова профессора Н. А. Рождественского.
И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее. Спасибо за урок!
(детям предлагаются электронные адреса известных музеев Ивана Андреевича Крылова)
|