Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 01:34

Сайт Жамкиной Татьяны Леонидовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [8]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок литературного чтения
24.01.2015, 17:08

Цель: 1.Обобщить знания детей  о творчестве известного баснописца, расширить круг читаемых басен

2. развивать умение выразительно читать, инсценировать басни.

3.воспитывать интерес к чтению басен.

 

Оборудование к уроку: магнитофон, презентация, карточки «Критерии оценивания», портрет Крылова, книга «Басни Крылова»

 

                                    Ход урока.

 

  1. Организационный момент.

Начинаем урок литературного чтения. Наверное, вы согласитесь, что литература- эта необыкновенная волшебная  страна. Авторы- это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора- это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово- не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. – А вы внимательные читатели?

Сегодня на уроке мы опять окажемся в прошлом- начало XIX века и продолжим знакомиться с жизнью и творчеством великого русского баснописца. Ещё раз обратимся к его произведениям, почитаем их и инсценируем.

-Почему тема урока звучит так «Знакомый незнакомец?»

 

II.Вступление к теме урока.

  1. Учитель: Где произошло наших героев Игоря и Оли первое знакомство с И.А.Крыловым?

Дети: В книжной лавке.

Учитель: Что такое басня?

Дети: Басня- это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня- это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.

Учитель: Как возникли басни?

Дети: Басни, как и сказки, возникли в далёкие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы.

Учитель: Из Древней Греции мысленно перенесёмся в Россию, когда жил и работал И.А.Крылов.

Кто такие баснописцы? (создатели басен)

Что осуждают и высмеивают баснописцы?

Дети: Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.

Учитель: Что такое ирония?

Дети: Ирония- тонкая, скрытая насмешка.

Учитель: В баснях используется аллегория. Что это такое?

Дети: Аллегория- это «иносказание». Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность- в образе Волка, глупость и упрямство- в образе Осла, трудолюбие и старательность- в образе муравья.

Учитель: Всякая басня содержит мораль. Что это такое?

Дети: Мораль басни- это нравоучение, выраженное в краткой форме.

 

  1. Актуализация знаний.

 

Учитель: А кто же такой Крылов?

                 (звучит спокойная мелодия)

Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении, бесконечно близкий и родной. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми художественными впечатлениями детства.

Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Маленький Крылов был очень трудолюбив. Старательно и упорно учился всему и особенно усердно занимался итальянским и французским языками. Когда Ване исполнилось 9 лет, отец умер. Пришлось мальчику поступить на службу. Ему всего 11, а он работает в суде. Что же он там делает? Переписывает документы, разносит пакеты, чинит гусиные перья и потихонечку читает книги, за что грубый начальник не раз бьёт его.

Умный мальчик любит бродить по торговым площадям, наблюдать за детьми, любит развлечения и кулачные бои. Целыми часами мог сидеть на берегу Волги, слушать разговоры и ссоры прачек. Придя домой Ванюша рассказывал своему единственному другу- любимой маменьке всё, что видел, а случалось и изображал забавные сценки, которые сам тут же сочинял.

 

  1. Басни Крылова.

 

Учитель: Крылов писал и стихи, и баллады, и поэмы.

Какие басни вам известны?

Дети: «Квартет», «Слон и Моська», «Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок», «Лебедь, Щука и Рак», «Кукушка и петух», «Стрекоза и Муравей».

Учитель: Известно более 200 басен Крылова.

 

  1. Работа над басней «Слон и Моська»

 

Учитель: Но остановимся мы на одной из самых известных классических басен, которую знает каждый русский человек, уважающий себя и любящий литературу.

В какой басне героиня хотела попасть в большие забияки, чтобы о ней все говорили лучше, чем она того хаслуживала?

Дети: Конечно, «Слон и Моська»

Учитель: Дома вы выучили басню наизусть.

Скажите, оценка и отметка одно и тоже?

Дети: Нет.

Учитель:У вас на парте лежат листочки с критериями оценивания. Мы сегодня будем рассказывать не ради отметок, а для души.

                              (дети рассказывают басню и оценивают друг друга)

                      Критерии оценивания

  1. рассказал(а) без запинок
  2. создал(а) образ героя
  3. проявил(а) актёрское мастерство

 

Учитель: Как важно выбрать интонацию для каждого героя басни?

Кто герои басни?

Опишите каждого из них.

Над кем из них смеётся автор?

Где особенно сильно звучит авторская ирония?

Есть в этой басне прямо сформулированное поучение?

Сформулируйте мораль

В этой басне Крылов использует приём противопоставление, чтобы ярче показать героев.

                             (инсценировка басни)

 

  1. Работа в парах.

      Учитель: Обсудите на сколько частей можно разделить басню.

       Сколько частей у вас получилось?

      Вывод: Да. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает      обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Познакомиться с басней Крылова- значит стать умнее, узнать что- то новое и важное о себе и людях.

 

  1. Викторина

 

  1. Кто лето красное пропел? (стрекоза)
  2. На кого лягушка хотела быть похожа?(на вола)
  3. Кто наделал славы, а моря не зажёг? (синица)
  4. Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? (виноград)
  5. Кривляки в баснях Крылова? (обезьяны)
  6. Какая птица захотела быть красивым павлином? ( ворона)

 

  1. Заключение.

 

Учитель: С того дня, когда Крылов писал басни, прошло больше 100 лет, а они живут, их знает. любит и ценит наш народ. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу. русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.

«Думаю, вы согласитесь со мной, друзья, что нам с вами важно знать о прошлом своей культуры, о её истоках. Ведь без прошлого нельзя понять настоящее…» Я процитировала слова профессора Н. А. Рождественского.

И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее. Спасибо за урок!

                          (детям предлагаются электронные адреса известных музеев Ивана Андреевича Крылова)  

 

 

 

 

 

 

  

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Natasha_Sosnina
Просмотров: 655 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz