Ход урока
- Организационный момент.
- Вводная часть.
-Лёгкий или трудный урок литературного чтения? Как вы думаете, ребята?
-Почему?
-Зачем нужно изучать литературу?
-Что делать легче? Почему?
-Что труднее всего? Почему?
-Что нужно делать, чтобы знать литературу?
(звучит запись песни Ю. Антонова )
-Красота живёт повсюду. Только каждый человек видит её по-своему.
-Как вы понимаете красоту?(ответы детей)
Для одних красота – это внешний блеск и богатство. Другие находят красоту в тишине леса, в душе человека, в человеческих отношениях. Вот как объясняет в толковом словаре русского языка Ожегов Сергей Иванович значение слова красота:
- Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
- Красивые, прекрасные места в художественных произведениях, в окружающей природе.
- О чём-нибудь очень хорошем, впечатляющем, блеск
-Где можно увидеть красоту?(в природе, в музыке, в работах художников)
-А можно увидеть красоту в произведениях писателей, поэтов?
Есть люди, которые тонко чувствуют красоту природы, души человека. И в своих произведениях пытаются рассказать об этом нам.
- Постановка темы урока.
-Сегодня мы продолжим разговор об удивительном человеке, талантливом писателе, большом знатоке природы, Константине Георгиевиче Паустовском. О чём он чаще всего писал? (о красоте родной природы, о бережном к ней отношении, о добрых и умных людях). Паустовский исходил многие километры по лесам, лугам и полям. И всё, что видел, записывал в свой писательский блокнот, а затем писал рассказы. А теперь вспомните произведения Паустовского, которые вы читали.( «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Дремучий медведь», «Мой дом», «Жильцы старого дома»)
- Работа над произведением
-Дома вы читали произведение Паустовского «Прощание с летом».
-К какому жанру оно относится?(рассказ)
-Почему?(рассказ- это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе- один или несколько героев, рассказ занимает несколько страниц)
( чтение 1 части )
-В какое время года происходят события, описанные в рассказе? Какой месяц? О каких приметах рассказывает автор?
-Как вы понимаете выражение: самовар-инвалид?
-Как автор относится к тому, о чём пишет? Найдите эти строки.
-Как вы думаете, почему ноябрь – самое грустное время в деревне? Что же отвлекает от скучной картины за окном и создаёт уют в доме? Обоснуйте свой ответ примером из текста.
(чтение и анализ 2 части)
Выразительное чтение.
-Очень часто изменения в природе происходят именно ночью. Как автор говорит о дожде, ветре? Почему он употребил слово «умер»? Какой художественный приём использует писатель?(олицетворение)
-Как следует прочитать вопросительное предложение? Что надо передать?(удивление)
-Так что же произошло ночью? Можно ли это событие назвать чудом?
-Изменилось ли настроение рассказчика во 2-ой части? Прочитав эту часть, о первом снеге, что можно сказать об авторе произведения? Каким человеком он был?(наблюдательным, внимательным). Только внимательный и наблюдательный человек может так описать природу.
-Увидел ли Паустовский красоту этой осенней ночью?
-На кого похожа земля? Какие приёмы использует автор?
-Какова основная мысль этой части? Кто её высказал? (Рувим – друг писателя).
Паустовский испытывал радость, восторг, приятное удивление то общения с природой. Он умел делиться своими мыслями с читателем.
ф/м: «Городу ночью холодно стало,
Ночь для него одеяло достала.
Снегом заботливо город одела
И просветлела от доброго дела» (с движениями)
V.Рассматривание репродукции А. Пластова «Первый снег»
-Какие чувства испытывают маленькие дети, увидев первый снег?
-Сравните чувства детей и рассказчика.
VI. Чтение и анализ 3-й части.
Чтение по ролям.
-Как вы объясните слово «первопуток»(первый зимний путь по свежему снегу)
-Что вы можете сказать об отношении деда Митрия к природе? Докажите текстом.
-Как вы дома озаглавили 3-ю часть?
VII Чтение и анализ 4-й части.(текст читает учитель и заранее подготовленные учащиеся)
-Объясните значение слов и выражений: день дремал, снежинки как бисер, сумерки, ряска?
-Какие приёмы использует писатель для описания дня, неба, снежинок?(олицетворение, эпитеты, сравнения)
-О какой ягоде К.Паустовский говорит, как о последней памяти лета? Для чего рассказчик и его друг Рувим отправились в лес?(прощаться с летом)
-Отчего «зима казалась такой же прекрасной, как лето»?
-Каким ценным качеством обладает человек, умеющий одинаково любить два разных времени года- лето и зиму?
VIII. Творческое задание(групповая работа)
(на каждой карточке деформированный текст об одном из времён года. Дети должны убрать из текста предложения, которые не относятся к описанию одного из времён года)
IX. Обобщение.
-Ребята, о чём рассказывают нам произведения К Г.Паустовского?(о красоте природы и человеческой души, о добром отношении к ней) Мы сегодня поработали ещё над одним произведением Паустовского. Вспомнили его рассказы. Эти люди через свои произведения учат нас видеть и чувствовать красоту, видеть прекрасное и удивительное в простом и обычном.
-На партах у вас лежат лучики солнышка, только они белые. Подумайте, возьмите в руки тот цветной карандаш, с которым ассоциируется урок, и раскрасьте им свой лучик.
-Лучики солнышка нам улыбаются своими светлыми, яркими тонами. Значит, урок понравился!
|