Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 16.05.2024, 10:25

Сайт Жамкиной Татьяны Леонидовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [8]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок чтения в 3 классе на тему «Живёт на свете красота» по рассказу К.Г. Паустовского «Прощание с летом»
24.01.2015, 17:05

 

                                                Ход урока

 

  1. Организационный момент.
  2. Вводная часть.

-Лёгкий или трудный урок литературного чтения? Как вы думаете, ребята?

-Почему?

-Зачем нужно изучать литературу?

-Что делать легче? Почему?

-Что труднее всего? Почему?

-Что нужно делать, чтобы знать литературу?

                  (звучит запись песни Ю. Антонова )

 -Красота живёт повсюду. Только каждый человек видит её по-своему.

-Как вы понимаете красоту?(ответы детей)

Для одних красота – это внешний блеск и богатство. Другие находят красоту в тишине леса, в душе человека,  в человеческих отношениях. Вот как объясняет в толковом словаре русского языка Ожегов Сергей Иванович значение слова красота:

  • Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
  • Красивые, прекрасные места в художественных произведениях, в окружающей природе.
  • О чём-нибудь очень хорошем, впечатляющем, блеск

-Где можно увидеть красоту?(в природе, в музыке, в работах художников)

-А можно увидеть красоту в произведениях писателей, поэтов?

Есть люди, которые тонко чувствуют красоту природы, души человека. И в своих произведениях пытаются рассказать об этом нам.

 

  1. Постановка темы урока.

     -Сегодня мы продолжим разговор об удивительном человеке, талантливом писателе, большом знатоке природы, Константине Георгиевиче Паустовском. О чём он чаще всего писал? (о красоте родной природы, о бережном к ней отношении, о добрых и умных людях). Паустовский исходил многие километры по лесам, лугам и полям. И всё, что видел, записывал в свой писательский блокнот, а затем писал рассказы. А теперь вспомните произведения Паустовского, которые вы читали.( «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Дремучий медведь», «Мой дом», «Жильцы старого дома»)

 

  1. Работа над произведением

-Дома вы читали произведение Паустовского «Прощание с летом».

-К какому жанру оно относится?(рассказ)

-Почему?(рассказ- это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе- один или несколько героев, рассказ занимает несколько страниц)

                               ( чтение 1 части )

-В какое время года происходят события, описанные в рассказе? Какой месяц? О каких приметах рассказывает автор?

-Как вы понимаете выражение: самовар-инвалид?

-Как автор относится к тому, о чём пишет? Найдите эти строки.

-Как вы думаете, почему ноябрь – самое грустное время в деревне? Что же           отвлекает от скучной картины за окном и создаёт уют в доме? Обоснуйте свой ответ примером из текста.

 

                            (чтение и анализ 2 части)

 

Выразительное чтение.

-Очень часто изменения в природе происходят именно ночью. Как автор говорит о дожде, ветре? Почему он употребил слово «умер»? Какой художественный приём использует писатель?(олицетворение)

-Как следует прочитать вопросительное предложение? Что надо передать?(удивление)

-Так что же произошло ночью? Можно ли это событие назвать чудом?

-Изменилось ли настроение рассказчика во 2-ой части? Прочитав эту часть, о первом снеге, что можно сказать об авторе произведения? Каким человеком он был?(наблюдательным, внимательным). Только внимательный и наблюдательный человек может так описать природу.

-Увидел ли Паустовский красоту этой осенней ночью?

-На кого похожа земля? Какие приёмы использует автор?

-Какова основная мысль этой части? Кто её высказал? (Рувим – друг писателя).

Паустовский испытывал радость, восторг, приятное удивление то общения с природой. Он умел делиться своими мыслями с читателем.

 

                                       ф/м: «Городу ночью холодно стало,

                                                 Ночь для него одеяло достала.

                                                 Снегом заботливо город одела

                                                 И просветлела от доброго дела» (с движениями)

 

V.Рассматривание репродукции А. Пластова «Первый снег»

-Какие чувства испытывают маленькие дети, увидев первый снег?

-Сравните чувства детей и рассказчика.

 

VI. Чтение и анализ 3-й части.

Чтение по ролям.

-Как вы объясните слово «первопуток»(первый зимний путь по свежему снегу)

-Что вы можете сказать об отношении деда Митрия к природе? Докажите текстом.

-Как вы дома озаглавили 3-ю часть?

 

VII Чтение и анализ 4-й части.(текст читает учитель и заранее подготовленные учащиеся)

-Объясните значение слов и выражений: день дремал, снежинки как бисер, сумерки, ряска?

-Какие приёмы использует писатель для описания дня, неба, снежинок?(олицетворение, эпитеты, сравнения)

-О какой ягоде К.Паустовский говорит, как о последней памяти лета? Для чего рассказчик и его друг Рувим отправились в лес?(прощаться с летом)

-Отчего «зима казалась такой же прекрасной, как лето»?

-Каким ценным качеством обладает человек, умеющий одинаково любить два разных времени года- лето и зиму?

 

VIII. Творческое задание(групповая работа)

(на каждой карточке деформированный текст об одном из времён года. Дети должны убрать из текста предложения, которые не относятся к описанию одного из времён года)

 

IX. Обобщение.

-Ребята, о чём рассказывают нам произведения К Г.Паустовского?(о красоте природы и человеческой души, о добром отношении к ней) Мы сегодня поработали ещё над одним произведением Паустовского. Вспомнили его рассказы. Эти люди через свои произведения учат нас видеть и чувствовать красоту, видеть прекрасное и удивительное в простом и обычном.

-На партах у вас лежат лучики солнышка, только они белые. Подумайте, возьмите в руки тот цветной карандаш, с которым ассоциируется урок, и раскрасьте им свой лучик.

-Лучики солнышка нам улыбаются своими светлыми, яркими тонами. Значит, урок понравился!

 

 

                        

Категория: Мои файлы | Добавил: Natasha_Sosnina
Просмотров: 2309 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz